Михаил Шварцман (1926-1998). Художник, теоретик искусства. Родился и жил в Москве. Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (1950-1956). Работал на Комбинате декоративного искусства (1956-1966). Участник подпольных выставок авангардистов с 1960. Долгое время был непризнаным, андеграундным художником. Лишь в 1994 в Третьяковской галерее прошла его большая персональная выставка. С 1959 года начинает разрабатывать теорию "иератур". Свои работы Шварцман писал темперой по доске и левкасу, пытаясь соблюдать технические каноны древнерусского иконного письма и называл их иературами, а не картинами. "Иературы" стали для Михаила Шварцмана "новым воплощением" иконы последних времен: отпечатком "духовного рождения в смерть", своего рода мета-археологией телесной жизни лиц и объектов материального мира. Иературы находятся в ГТГ; частных коллекциях в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

 

 

 

 

 

Михаил Шварцман

художник


Михаил Шварцман. "Серафим", 1972. Доска, левкас, темпера, 105 х 105 см

 


О своем творчестве

Работы свои называю «Иературы». Дело мое иератизм. Я – иерат (термин явился мне в сновидении).
Я – иерат – тот, через кого идет вселенский знакопоток. Знаменую молчаливое имя – знак Духа Господня.
Схождением мириад знаков, жертвенной сменой знакомых метаморфоз формирую иературу.
В иературе архитектонично спрессован мистический опыт человека. Иература рождается экстатически. Знамения мистического опыта явлены народным сознанием, прапамятью, прасознанием.
Созидаю новый невербальный язык третьего тысячелетия.
Пока я, иерат, не родился в смерть, говорю вслух:
- Язык третьего тысячелетия сформирован и увенчан – актами иератур.

Пока человек будет антропоморфировать мир, он не поймет мира. Иерат рассматривает мир знаково, не антропоморфируя его, и тайна мира молчаливо открывается ему. Птицы, рыбы, змеи и, наконец, насекомые, открывают новые миры, их смыслы и сути, новые энергии – их сублиматы. Это все наш мир, его право и правота в безумии доверчивости, которую мы почему то боимся, боимся как зла. Мир не имеет окраски зла или добра. Эти оценочные категории ему не присущи. Мир ни страшен, ни добр – страшна антропоморфическая оценка мира своей однозначностью, посему бесплодностью.
Что является для иерата иератикой, т.е. материалом иератическим? Процессы бытия мира: метаморфозы жизни камней, пород, текстуры деревьев и пр. В знаках они выражают духовную суть. Для иерата, поэтому, важно знаковое осмысление этих метаморфоз. Теургический результат этого осмысление, ради которого страшный труд, рабочая кротость, молитвенное терпение – иература. Снимаеться ли в этом процессе спонтанность? Нет! Напротив, активируется до изумляющей свободы.
После тысяч исчезновений и приходов, трансформируясь гибелью и возраждением форма реализуется, убеждает узнаванием – самокристаллизуясь. Смена метаморфоз в иератике – неотвратимый процесс, как смена поколений или времен. Мастер здесь включен только посильным участием в пределах радости или усталости. Награда его – восторг узнавания. Так рождается иература – непрерывная жертва.

Михаил Шварцман

 

Михаил Шварцман. "Иература развоплощения", 1975. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см

 

 

Михаил Шварцман. "Мета-портрет", 1960. Доска, левкас, темпера, 62 х 85 см

 

 

Михаил Шварцман. "Иература прорыва", 1973-75. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см

 

 

Михаил Шварцман. "Ковчег", 1972-73. Доска, левкас, темпера, 105 х 105 см

 

 

Михаил Шварцман. "Примула", 1974. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см

 

 

 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2009
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifonow@trifonow.ru

 

 

 

   
 
     
     
     
Hosted by uCoz