Михаил Шварцман (1926-1998). Художник, теоретик
искусства. Родился и жил в Москве. Учился в Московском высшем художественно-промышленном
училище (1950-1956). Работал на Комбинате декоративного искусства (1956-1966).
Участник подпольных выставок авангардистов с 1960. Долгое время был
непризнаным, андеграундным художником. Лишь в 1994 в Третьяковской галерее
прошла его большая персональная выставка. С 1959 года начинает разрабатывать
теорию "иератур". Свои работы Шварцман писал темперой по доске
и левкасу, пытаясь соблюдать технические каноны древнерусского иконного
письма и называл их иературами, а не картинами. "Иературы"
стали для Михаила Шварцмана "новым воплощением" иконы последних
времен: отпечатком "духовного рождения в смерть", своего рода
мета-археологией телесной жизни лиц и объектов материального мира. Иературы
находятся в ГТГ; частных коллекциях в России и за рубежом.
вернуться
на главную страницу
|
Михаил
Шварцман
художник
Михаил Шварцман. "Серафим",
1972. Доска, левкас, темпера, 105 х 105 см
О
своем творчестве
Работы свои называю «Иературы». Дело мое
иератизм. Я – иерат (термин явился мне в сновидении).
Я – иерат – тот, через кого идет вселенский знакопоток. Знаменую молчаливое
имя – знак Духа Господня.
Схождением мириад знаков, жертвенной сменой знакомых метаморфоз формирую
иературу.
В иературе архитектонично спрессован мистический опыт человека. Иература
рождается экстатически. Знамения мистического опыта явлены народным сознанием,
прапамятью, прасознанием.
Созидаю новый невербальный язык третьего тысячелетия.
Пока я, иерат, не родился в смерть, говорю вслух:
- Язык третьего тысячелетия сформирован и увенчан – актами иератур.
Пока человек будет антропоморфировать мир, он не поймет
мира. Иерат рассматривает мир знаково, не антропоморфируя его, и тайна
мира молчаливо открывается ему. Птицы, рыбы, змеи и, наконец, насекомые,
открывают новые миры, их смыслы и сути, новые энергии – их сублиматы.
Это все наш мир, его право и правота в безумии доверчивости, которую мы
почему то боимся, боимся как зла. Мир не имеет окраски зла или добра.
Эти оценочные категории ему не присущи. Мир ни страшен, ни добр – страшна
антропоморфическая оценка мира своей однозначностью, посему бесплодностью.
Что является для иерата иератикой, т.е. материалом иератическим? Процессы
бытия мира: метаморфозы жизни камней, пород, текстуры деревьев и пр. В
знаках они выражают духовную суть. Для иерата, поэтому, важно знаковое
осмысление этих метаморфоз. Теургический результат этого осмысление, ради
которого страшный труд, рабочая кротость, молитвенное терпение – иература.
Снимаеться ли в этом процессе спонтанность? Нет! Напротив, активируется
до изумляющей свободы.
После тысяч исчезновений и приходов, трансформируясь гибелью и возраждением
форма реализуется, убеждает узнаванием – самокристаллизуясь. Смена метаморфоз
в иератике – неотвратимый процесс, как смена поколений или времен. Мастер
здесь включен только посильным участием в пределах радости или усталости.
Награда его – восторг узнавания. Так рождается иература – непрерывная
жертва.
Михаил Шварцман
Михаил Шварцман. "Иература развоплощения",
1975. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см
Михаил Шварцман. "Мета-портрет",
1960. Доска, левкас, темпера, 62 х 85 см
Михаил Шварцман. "Иература прорыва",
1973-75. Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см
Михаил Шварцман. "Ковчег", 1972-73.
Доска, левкас, темпера, 105 х 105 см
Михаил Шварцман. "Примула", 1974.
Доска, левкас, темпера, 75 х 100 см
|
|