Поль Гоген (7 июня 1848 — 9 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества (под влиянием Писсарро) связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена не находили спроса, художник влачил нищенское существование.
Гоген оставил семью и в 1886—1890 годах почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где сблизился с группой художников, близких к символизму. В 1887—1888 годах посетил Панаму, где посетил строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, в результате которой у Ван Гога случился один из первых приступов помешательства.
Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Хоа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

 

 

 

Гоген в Бретани

 

Поль Гоген. "Свинопас". 1888. Региональный музей искусств, Лос Анжелес.

 

В Бретань, глухую французскую провинцию, в 1888 году Гогена влекла сохранившаяся там цельность старинного уклада крестьянской жизни – традиционная народная одежда бретонок и их обычаи, примитивно исполненные распятия, стоявшие на перекрестках дорог, удаленность от того «шика жизни», которому он поддался в Париже, ненадолго ощутив радость бытия, которые приносят преуспевающему деловому человеку деньги, прелести того комфорта, которого он лишился без особых сожалений, и с которыми не смогла расстаться его жена Метте, что и стало в конце концов причиной их разрыва.
В Бретани художник стал применять на холсте прием разделения красочных зон четкими контурными «перегородками», как если бы картина уподобилась гигански увеличенной средневековой перегородчатой эмали. От французского названия эмалей (cloisonne) пошел термин «клуазонизм», означающий новую живописную систему. Клуазонизм с его культом упрощенных линий рисунка и ярких локальных цветов отрицал трепещущий мазок импрессионистической живописи. Основными чертами клуазонизма была подчеркнутая плоскостность живописи и обобщенность, и не случайно Гоген называл свою манеру «синтетизмом».
Обращение к средневековому искусству было связано не только с поисками нового метода, но и нового содержания. Немало произведений художника порождено евангельской тематикой, которую отвергали его учителя – импрессионисты и Сезан, а салонные художники превратили в источник слащавой и скучной назидательности. «Бретонское распятие», «Желтый Христос» (обе 1889), автопортреты, где художник то изображает себя вместе с распятием, то пишет над своей головой нимб. Либо придает Христу черты собственного лица – во всех произведениях этого круга настойчиво звучит желание заново перечесть евангельское предание, со всей серьезностью и мукой пережить земной путь вместе со Спасителем…

К. Богемская

 

Поль Гоген. "Стог сена в Британи (Картофельное поле)". 1890. Национальная галерея, Вашингтон.

 

Поль Гоген. "Две бретонские крестьянки на дороге". 1894. Орсе, Париж.

 

Поль Гоген. "Поля в Лё Пулдю". 1890. Национальная галерея, Вашингтон.

 

Поль Гоген. "Сладкие грезы". 1894. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Поль Гоген. "Обеденный отдых". 1894

 

Поль Гоген. "Забавы". 1892. Орсе, Париж.

 

 

 

 

 


 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2010
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifo@rambler.ru