Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 в городе Фигерасе (Каталония), в семье нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 воспитывался в Академии ордена маристов в Фигерасе. В 1916 отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 в городском театре. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учебы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Педро Гарфиас, Федерико Гарсиа Лорка (который становится его лучшим другом на всю жизнь). Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо, Хуана Миро, Дерена. В 1929 примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном, участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пес». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую женой поэта Поля Элюара. Родственники и жители города Фигераса не приветствуют его связь с Галой. Сальвадор Дали покупает развалившуюся хижину рыбака в деревне Порт-Льигат, где он пишет картины, а Гала на тачке возит их продавать на рынок в Кадакес. Работы Дали активно демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1934 неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 в городе Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти Франко в 1936 Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948. В 1942 выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
После возвращения в Испанию живет преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 умирает Гала.
Дали скончался 23 января 1989 от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в Фигерасе.

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сальвадор Дали

театр-музей в фигерасе


Вид на музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008

 

Изобретатель параноико-критического метода

В 1954 году в Зале Королевского дворца в Милане прошла выставка картин, рисунков и ювелирных работ Сальвадора Дали. Дворец, принадлежавший другу художника графу Тео Росси ди Монтелера, хранил следы бомбардировок, и это натолкнуло Дали на мысль использовать как выставочное помещение для своих работ обгоревшие стены муниципального театра в своем родном городе Фигерасе.
8 августа 1961 года Дали оповестил общественность Фигераса о своем желании построить музей, заявив, что нашему театру предопределено свыше стать музеем Дали. "Здесь в 1919 году прошла моя первая в жизни выставка. Каждый сантиметр этих полусгнивших стен - абстрактная картина".
В торжественный день открытия музея 12 августа 1961 года Дали сказал: "Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы".
Маленький город Фигерос с население около 20 тыс. находится в 35 километрах к северу от центра провинции одноименного города Жирона и всего в 25 километрах от французской границы. Поэтому Дали в молодости часто ездил в Париж от вокзала города Перпеньян (самый южный город Франции). Даже одна из его ранних картин посвящена перпеньянскому вокзалу.
Главной и почти единственной достопримечательностью Фигераса является театр-музей Сальвадора Дали. И весь город живет именем Сальвадора, каждый владелец магазина или ресторана заявляет, что именно у него Дали покупал продукты и пил вино. Здание бывшего муниципального театра большое и многоярусное - четыре этажа. И на каждом ярусе-этаже по нескольку залов. Есть очень большие, есть маленькие, как комнаты. Полностью использовано пространство под сценой: гардероб, туалет и сбоку, где раньше хранились декорации. Помимо своих работ, один зал отдан Дали картинам его любимых художников из собственной коллекции.
Мне как художнику, самому очень тесно связанному с театром, понравилась идея связки театра и музея. Здесь есть и зал и сцена, присутствует дух театра, что отличает театр-музей от простой галереи. В бывшем фойе и буфетах теперь выставочные залы. Длинные корридоры увешаны рисунками.
Сальвадор Дали писал: "Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон." И музей дает это ощущение, трудно поверить, что это сделал один человек, такое огромное количество объектов и картин там экспонируется, плюс очень грамотное использование крупных банеров-репродукций и скульптур, создающее ошеломляющее впечатление для приходящих.

Александр Трифонов

 

 

Cцена театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008
В арке репродукция картины "Гала созерцает Средиземное море, которое на расстоянии в двадцать метров превращается в портрет Авраама Линкольна".

 

Памятник Дали каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
На площади Гала-Сальвадор Дали в Фигерасе.

 

Вход в театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
На балконе скульптуры Дали: водолаз (символизирующий погружение в подсознание)
и войны с батонами хлеба на голове.

 

"Плачущая лодка". Центральная и самая большая сюрреалистическая композиция в музее Дали.

 

Художник Александр Трифонов на фоне репродукции картины "Галлюциногенный тореадор"
в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008

 

Внутренний двор-сад с инсталляцией Сальвадора Дали с Антони Пичота
на месте старого зала в муниципального театра. 2008

 

Татьяна Трифонова на фоне скульптурной композиции "От Моисея до монотеизма".
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008

 

"Нос Наполеона, превращенного в беременную женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин".
Холст, масло, 51 х 66 см, 1945
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

 

Инсталляция Сальвадора Дали "Ретроспективный женский бюст", 1974.
Копия работы 1933 года, выставлявшегося в том же году в галерее Пьера Коля в Париже.
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008

 

Этюд задника к балету "Безумный тристан".
Холст, масло, 60 х 90 см, 1944.
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008

 

Художник Александр Трифонов на фоне ранней картины Сальвадора Дали "Неокубическая академия" (1926).
Музей бенедектинского монастыря Монтсеррат (Испания). 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2009
Охраняется законом РФ об авторском праве

 

 

 

 

   
   
     
     
     
Hosted by uCoz