Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 в городе Фигерасе
(Каталония), в семье нотариуса. Обучаться изобразительному искусству
начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 воспитывался
в Академии ордена маристов в Фигерасе. В 1916 отправился на каникулы
в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством.
Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 в городском театре.
В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учебы в Мадрид, в Академию
художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской
культуры, как Луис Буньюэль, Педро Гарфиас, Федерико Гарсиа Лорка (который
становится его лучшим другом на всю жизнь). Знакомство с новыми течениями
в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и
дадаизма. В 1926 его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное
отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где
знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х
создает ряд работ под влиянием Пикассо, Хуана Миро, Дерена. В 1929 примыкает
к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном, участвует вместе
с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пес».
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну
Дьяконову), бывшую женой поэта Поля Элюара. Родственники и жители города
Фигераса не приветствуют его связь с Галой. Сальвадор Дали покупает
развалившуюся хижину рыбака в деревне Порт-Льигат, где он пишет картины,
а Гала на тачке возит их продавать на рынок в Кадакес. Работы Дали активно
демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1934 неофициально
вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 в городе
Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти
Франко в 1936 Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях,
и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм
— это я».
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где
они живут с 1940 по 1948. В 1942 выпускает свою беллетризованную автобиографию
«Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные
произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
После возвращения в Испанию живет преимущественно в своей любимой Каталонии.
В 1981 у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 умирает Гала.
Дали скончался 23 января 1989 от сердечного приступа. Тело художника
замуровано в полу в музее Дали в Фигерасе.
вернуться
на главную страницу
|
Сальвадор
Дали
театр-музей
в фигерасе
Вид на музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
2008
Изобретатель параноико-критического
метода
В 1954 году в Зале Королевского
дворца в Милане прошла выставка картин, рисунков и ювелирных работ Сальвадора
Дали. Дворец, принадлежавший другу художника графу Тео Росси ди Монтелера,
хранил следы бомбардировок, и это натолкнуло Дали на мысль использовать
как выставочное помещение для своих работ обгоревшие стены муниципального
театра в своем родном городе Фигерасе.
8 августа 1961 года Дали оповестил общественность Фигераса о своем желании
построить музей, заявив, что нашему театру предопределено свыше стать
музеем Дали. "Здесь в 1919 году прошла моя первая в жизни выставка.
Каждый сантиметр этих полусгнивших стен - абстрактная картина".
В торжественный день открытия музея 12 августа 1961 года Дали сказал:
"Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках
самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То,
что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по
трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник;
во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был
крещен, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно
в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы".
Маленький город Фигерос с население около 20 тыс. находится в 35 километрах
к северу от центра провинции одноименного города Жирона и всего в 25 километрах
от французской границы. Поэтому Дали в молодости часто ездил в Париж от
вокзала города Перпеньян (самый южный город Франции). Даже одна из его
ранних картин посвящена перпеньянскому вокзалу.
Главной и почти единственной достопримечательностью Фигераса является
театр-музей Сальвадора Дали. И весь город живет именем Сальвадора, каждый
владелец магазина или ресторана заявляет, что именно у него Дали покупал
продукты и пил вино. Здание бывшего муниципального театра большое и многоярусное
- четыре этажа. И на каждом ярусе-этаже по нескольку залов. Есть очень
большие, есть маленькие, как комнаты. Полностью использовано пространство
под сценой: гардероб, туалет и сбоку, где раньше хранились декорации.
Помимо своих работ, один зал отдан Дали картинам его любимых художников
из собственной коллекции.
Мне как художнику, самому очень тесно связанному с театром, понравилась
идея связки театра и музея. Здесь есть и зал и сцена, присутствует дух
театра, что отличает театр-музей от простой галереи. В бывшем фойе и буфетах
теперь выставочные залы. Длинные корридоры увешаны рисунками.
Сальвадор Дали писал: "Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом,
огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей.
Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный
сон." И музей дает это ощущение, трудно поверить, что это сделал
один человек, такое огромное количество объектов и картин там экспонируется,
плюс очень грамотное использование крупных банеров-репродукций и скульптур,
создающее ошеломляющее впечатление для приходящих.
Александр Трифонов
Cцена театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
2008
В арке репродукция картины "Гала созерцает Средиземное море, которое
на расстоянии в двадцать метров превращается в портрет Авраама Линкольна".
Памятник Дали каталонскому философу Франсеску
Пужольсу.
На площади Гала-Сальвадор Дали в Фигерасе.
Вход в театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
На балконе скульптуры Дали: водолаз (символизирующий погружение в подсознание)
и войны с батонами хлеба на голове.
"Плачущая лодка". Центральная и
самая большая сюрреалистическая композиция в музее Дали.
Художник Александр Трифонов на фоне репродукции
картины "Галлюциногенный тореадор"
в театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008
Внутренний двор-сад с инсталляцией Сальвадора
Дали с Антони Пичота
на месте старого зала в муниципального театра. 2008
Татьяна Трифонова на фоне скульптурной композиции
"От Моисея до монотеизма".
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008
"Нос Наполеона, превращенного в беременную
женщину, которая гуляет как грустная тень среди древних руин".
Холст, масло, 51 х 66 см, 1945
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.
Инсталляция Сальвадора Дали "Ретроспективный
женский бюст", 1974.
Копия работы 1933 года, выставлявшегося в том же году в галерее Пьера
Коля в Париже.
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008
Этюд задника к балету "Безумный тристан".
Холст, масло, 60 х 90 см, 1944.
Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе. 2008
Художник Александр Трифонов на фоне ранней
картины Сальвадора Дали "Неокубическая академия" (1926).
Музей бенедектинского монастыря Монтсеррат (Испания). 2008
|
|