2 0 2 4

2 0 2 3

2 0 2 2

2 0 2 1

2 0 2 0

2 0 1 9

2 0 1 8

2 0 1 7

2 0 1 6

2 0 1 5

2 0 1 4

2 0 1 3

2 0 1 2

2 0 1 1

2 0 1 0

2 0 0 9

2 0 0 8

2 0 0 7

2 0 0 6

2 0 0 5

2 0 0 4

2 0 0 3

2 0 0 2

2 0 0 1

2 0 0 0

1 9 9 9

1 9 9 8

1 9 9 7

1 9 9 6

1 9 9 5

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

 

artworks of 2010 / произведения 2010

 

Александр Трифнов "Вечерний чай", холст, масло 100 х 80 см. 2010
"Evening tea", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Взгляд в будущее". Холст, масло, акрил 100 х 80 см. 2010
"Anticipation of future", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Гитарист". Холст, масло, акрил 100 х 80 см. 2010
"The Guitarist", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "День и ночь". Холст, масло, 90 х 70 см. 2010
"Day and night", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Домино". Холст, масло 100 х 70 см. 2010
"Domino", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Лето". Холст, масло 100 х 80 см. 2010
"Summer", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Домино". Холст, масло, 160 х 250 см. 2010
"Domino
", oil on canvas 160 x 250 cm

 

 

Александр Трифнов "Виолончелист". Холст, масло, 90 х 75 см. 2010
"Violonchellisto", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Окно". Холст, масло, акрил, 100 х 70 см. 2010
"The window", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Ссора". Холст, масло, 90 х 73 см. 2010
"Quarrel", oil on canvas

 

 

Александр Трифнов "Пшеничное поле". Холст, масло, 90 х 70 см. 2010
"The field of wheat", oil on canvas

 

 

 

"Вавилонская башня", холст, масло, 90 х 70 см
"The Babel tower", oil on canvas

 

 

"Пешеход", холст, масло, 100 х 80 см
"The pedestrian", oil on canvas

 

 

"Монохромная бутылка", холст, масло, акрил, 90 х 70 см

 

 

"Зеленый змий", холст, масло, акрил, 90 х 70 см

 

 

"Синяя бутылка", холст, масло, акрил, 90 х 70 см

 

 

"Виолончелист", холст, масло, 90 х 70 см

 

 

"Танец", холст, масло, 90 х 70 см

 

 

"Стань кустом пламенеющих роз", холст, масло, 90 х 70 см

 

 

 

 

 

"НОВЫЙ ГИТАРИСТ" ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

...Один из девизов художника Александра Трифонова: "Самые ровные линии у Александра Трифонова!" У Александра Трифонова и в самом деле - самые ровные линии на картинах, ровные и красивые, - прямые они или изогнутые, но всегда очень ровные и чёткие, как, например, на его новой картине "Новый гитарист", которую он написал недавно в Сергиевом Посаде по мотивам своей же старой картины "Гитарист" 2004 года, желая усовершенствовать её...
Мне и старый "гитарист" нравился, но новый получился ещё лучше и ещё выразительнее... Вместо головы у него - белый колок для струны, надрезанный художником клиновидно, как яблоко (то есть помеченный метой художника Александра Трифонова, который по старой привычке любит смотреть, проверять, что у его героев в головах, а там, как правило, ничего нет)... А руки у гитариста с четырьмя пальцами (может быть, в жизни их у него и пять, как у всех людей, но на картине их у него четыре, потому что он так виртуозно играет на гитаре и так быстро перебирает струны пальцами, что художник как бы не может сосчитать, сколько у него пальцев на руке), и все эти пальцы у музыканта - не такие, как у всех людей, а особые, странные по своим конфигурациям, сильно удлиннённые и неестественно изогнутые, а мизинец одной руки - длиннее большого пальца раза в три и аж изогнут пополам не в ту сторону, в какую надо... это пальцы профессионала высшего класса, как бы говорит нам художник, которые вытворяют на гитаре чёрт знает что и поэтому и приняли соответствующие чёрт знает какие формы. А сама гитара - красная, ровного чистого красного цвета, а струны у нее - белые, прямые, ровные... она содержит (таит) в себе красивую музыку, которую и извлекает из нее музыкант... А на столе около него стоит початая бутылка вина и стакан... Гитарист, видать по всему, любит выпить, и, когда поддаст хорошенько, в него вселяется чёрт и он играет, как Бог, как Паганини на скрипке, то есть вытворяет на своем инструменте чёрт знает что, улетая в запредельную реальность... Но художник, который рисует его, обязан быть трезвым, а иначе у него руки дрожать будут и он не сможет провести таких ровных, чётких и красивых линий на картине, как Александр Трифонов... и не сможет наложить цвета на холст таким ровным тонким слоем (без пастозмов), как это умеет Александр Трифонов, который любит рисовать бутылки и стаканы, но сам не пьет, причем он не пьет не только когда рисует свои картины, а вообще... то есть он, конечно, может опрокинуть в себя рюмочку-другую винца-водочки на вернисаже во время фуршета или слегка пригубить ее, но он не пьет, как пьют многие его собратья по кисти, которые пьют как сапожники и в результате теряют свою квалицикацию, если она была у них...
На сайте Александра Трифонова я и ещё одну его новую картину нашла - "Виолончелист", которая (картина эта) или который ("Виолончелист" этот) стоит "Нового гитариста".
У Александра Трифонова постепенно рождается цикл картин на тему "Музыканты и музыка", то есть возникает свой "оркестр" из виолончелистов, гитаристов, скрипачей, где один музыкант лучше другого, и каждый есть большая творческая удача художника, с чем я и поздравляю его!

Нина КРАСНОВА

 

"ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ" ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВА

1.
...Ни у одного художника нет на картинах такого большого количества бутылок с вином и водкой и такого большого количества стаканов, рюмок и фужеров под эти напитки, как у Александра Трифонова. У него есть одинокие бутылки, и пары бутылок, и толпы бутылок... и суровые, строгие, официозные бутылки, и лирические, обнимающиеся и целующиеся, и танцующие бутылки... За что его некоторые поэты и художники особенно и любят. Например, Евгений Лесин, который в своем эссе о нем написал: "Дело не в бутылках... Во всяком случае - не только в них. Хотя мне, конечно, цикл Александра Трифонова про бутылки особенно нравится..." - А дело в том, продолжает Лесин, что "художник видит (и показывает) не обязательно красоту. И даже не обязательно уродство. Художник видит (и показывает) ИНТЕРЕСНОЕ" - "расколотые головы", например, но не только "расколотые головы", а какие-то простые, обыденные вещи, которые у Трифонова, под его кистью, "становятся предметом искусства, становятся интересными... И дело не в бутылках. Хотя, признаюсь, именно они - мой любимый цикл у Трифонова". Эмиль Сокольский пишет, что кто-то находит в бутылках Трифонова - "страсти и пороки" человека, которые художник якобы обличает и над которыми якобы иронизирует, но Сокольский считает, что ничего художник не обличает и никому он не доказывает "аморальность пьянки", а просто "предлагает (зрителям) выпить с хорошим человеком, для чего совсем не обязательно быть алкоголиком.
В 2002 году в галерее АЗ состоялась выставка Александра Трифонова, которая называлась "Ботлфлай" и пользовалась большим успехом у зрителей, даже у принципиальных трезвенников, борцов за трезвый образ жизни.
И вдруг среди новых работ Александра Трифонова 2010 года появилась картина "Вечерний чай". На деревянном стеллаже светло-коричневого цвета, на полке около стояка (не на обеденном столе со скатертью и сервировкой) стоит красная керамическая кружка с чаем. На первом плане картины. А на втором плане стоит спиной к зрителям белый фигуративный силует персонажа, может быть, самого художника, который уже выпил (этот самый) вечерний чай и любуется синим морем и белыми чайками...
Бутылки с вином и водкой на картинах Александра Трифонова стали уже привычными, а вот чай, да еще не какой-нибудь, а вечерний, это - что-то новое.

2.
Я решила вспомнить и посмотреть в своей домашней коллекции открыток Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Пушкина, Эрмитажа, Дрезденской галереи, Метрополитена, у кого еще из художников есть на картинах чай и чаепитие.
...И первым делом я вспомнила "Купчиху за чаем" (1918) Кустодиева. Она у него там в атласном темно-лиловом платье с широким и глубоким декольте - вся такая полная, круглая, с "роскошным телом", как сказал бы Базаров, сидит под деревьями, за четырехугольным столом с белой скатертью, с блестящим самоваром и пьет чай, не из чашки, а из блюдца... А на столе у него (у Кустодиева) и у нее (у купчихи) чего только нет - и розовый арбуз, и яблоки и виноград, и кекс с изюмом, и сахарница, а сбоку лежит и полотенце с вышитыми узорами... Эта картина висит в Русском музее.
...А еще я вспомнила "Чаепитие в Мытищах" (1862) Перова. Там толстый монах в черной рясе, с черным клобуком на голове и с золотым крестом на груди тоже сидит под деревьями, тоже за столом со скатертью, но не белой, а бежевой, с медным самоваром и тоже пьет чай, и тоже из блюдца... и надменно смотрит на двух нищих, старика и мальчика с протянутой фуражкой, которые просят у него милостыню... Эта картина висит в Треятьковской галерее.
...Еще я вспомнила и нашла у себя кое-какие натюрморты с самоваром. Например, натюрморт - "Чай с калачами" (1972) Стожарова, и не только с калачами, но и с баранками, очень колористичный натюрморт, с красной скатертью на столе, с золотым самоваром, затейливым по форме, с заваркой в жестяной черно-красной коробке, с бело-черно-сиреневой чашкой и блюдцем, с бело-красным фарфоровым чайничком на нем, и с жостовским подносом у стены, и с расшитым полотенцем, перекинутым через доску...
Но вообще-то у художников, оказывается, не так-то много сюжетов с чаем и чаепитием.
...Ну вот у Крамского больной "Некрасов в период "Последних песен" (1877) лежит в постели, держа в руке листочек бумаги, а около постели, на тумбочке, стоит белая чашечка чая с белым блюдцем и с чайной ложечкой.
...Или вот у Максимова на картине "Всё в прошлом" (1889) старая - в чепце - барыня сидит со своей старой верной служанкой - крестьянкой в платочке - около бревенчатой избы, барыня - в кресле с подушками, и под ногами у нее подушка, а служанка - на ступеньке крыльца... между ними стол с чайной чашечкой и с чайничком для заварки, а на крыльце стоит самовар и большой бокал на большой тарелке... барыня с плотоядным лицом, с блуждающей по лицу улыбкой, - вспоминает свою молодость и приключения своей молодости, а служанка, с печальным лицом, вяжет что-то на спицах и тоже вспоминает свою молодость и, может быть, своего жениха, за которого она не вышла замуж из-за своей барыни... которая теперь забила свой дом досками и переселилась в избу к своей служанке.
...Или на картине Маковского "Вечеринка" (ХIХ в.) разночинцы сидят в комнате кто за столами, кто просто на стульях у стен и пьют чай из самовара... никаких бутылок на столах нет.
...Или на картине Богаевской "Гости. День рождения" (1960) дети, мальчики с чубчиками и девочки с косичками и с бантиками сидят за столом и пьют чай и пирожными, баранками и сладкими рулетами, кто из чашки, кто из бокала, кто из блюдца...
...Еще нашла я у себя открытку с натюрмортом художника Рождественского "Азиатский чай" (1920). Там самовар какой-то нерусской формы с закрученной ручкой... на подносе плоды граната...
А в "Искусстве Палеха" я нашла открытку с картинкой Салабанова (на шкатулке из папье-маше) "Чичиков и Коробочка" (1936). Оба сидят за скатертью-самобранкой и пьют чай из огромного трехведерного самовара... У ее ног стоит кованый сундук с добром, а у его ног - чемодан с коваными уголками.
...У Серебряковой на картине "Крестьяне" (1914) муж и жена сидят в поле и пьют молоко.
...У Пластова советские колхозники, механизаторы в поле (как ни странно) тоже пьют молоко - на картине "Ужин трактористов" (1951) и "Лето" (1959 - 1960).
...На одном натюрморте, который называется "Квас", мне попался кувшин с квасом.
...А в наборе открыток с иллюстрациями Васнецова к "Песне о вещем Олеге" - на открытке "Тризна" - дружина князя "пирует у брега" и пьет не чай, не молоко и не квас, а брагу или медовуху, из больших деревянных ковшей...
...Монахи у Перова на картине "Трапеза" (ХIХ в.) тоже пьют не чай, а зелье, и некоторые уже опились и свалились под стол.
...А у Герасимова на "Групповом портрете старейших художников" (1944) старейшие художники культурно сидят за круглым столом с бахромистой скатертью и пьют водочку из графина...
А у зарубежных художников на их картинах вообще нигде нет ни чая, ни чаепития, есть только кое у кого натюрморты с чайниками и чашками... иногда встречаются стаканы с лимонадом, но чаще - фужеры и бутылки с вином.
...У Лиотара "Шоколадница" (ХVIII в.) в Дрезденской галерее несет на черном подносике с бортиками и ножками чашку с горячим шоколадом и стакан холодной воды. Не чай. И не кофе, который в Европе предпочтительнее чая.
...У голландского художника Геды на картине "Завтрак с ежевичным пирогом" (1631) - кроме этого пирога стоит вино в рюмке и фужере, а одна рюмка даже опрокинута на стол, и вазочка тоже... Потому что хотя картина и называется "Завтрак с ежевичным пирогом", но самом деле он не только с пирогом...
...И у голландского художника Питера Класа "Завтрак" (1648) - тоже с вином и еще с рыбой, лимоном, орехами, виноградом. А у Кальфа - с вином и еще с персиками (а фужер у него точно такой же, как у Геды и Класа, от Геды перешел к Класу, а от Класа к Кальфу? переходил из рук в руки)? Сервировка столов у этих художников изысканная, как у богатых буржуа, с дорогой посудой, с салфетками.
...У Веласкеса на картине "Завтрак" (1617 - 1918), где за столом сидят трое мужчин, трех поколений, может быть, дед, отец и сын, завтрак и сервировка попроще, с лепешкой, гранатом и баклажанами в гляняной миске, но тоже с вином в треугольном графине, которое все пьют из одного стакана (других стаканов на столе - и в доме? - нет).
...У Стена на картине "Гуляки" (1660) стол и совсем бедный... там веселый мужчина в красной кепи пьет вино без закуски, а его дама без закуски быстро опьянела и сидит, облокотившись головой о край стола, а груди у нее вылезают из декольте.
...У Рембрандта в "Автопортрете с Саскией на коленях" (1635) - в руках узкий фужер с розоватым вином, очень сильно вытянутый, размером с пять стаканов (один на двоих?)...
...У Рубенса в "Тайной вечере" на столе стоит стакан с красным вином - один на всех двенадцать апостолов с Христом.
...У Гогена на картине "Кафе в Арле" тоже на столе стоит не чай и не молоко и не квас, а какой-то коктейль с соломинкой и огромная бутыль, которую дама пьет одна.
...У Пикассо "Любительница абсента" в ресторане тоже пьет не чай, а абсент...

3.
После такого основательного обзора русской и зарубежной живописи я возвращаюсь к "Вечернему чаю" Александра Трифонова. И вижу, что этот чай - новаторский... Он - без десертов, без пирожных, без фруктов, без сахара, без калачей и баранок... то есть пустой. Это чай не купчихи с холста Кустодиева, не толстого монаха-чревоугодника с холста Перова, не барыни и ее служанки с холста Максимова, не крестьянина и не колхозника с холста Стожарова, не Чичикова и Коробочки со шкатулки Салабанова... не поэта Некрасова с холста Крамского... Это чай Александра Трифонова с холста Александра Трифонова, художника, который писал-писал свою картину и на время оторвался от нее... и выпил чаю, для тонуса, и стоит спиной к зрителям и любуется морем и чайками... А зрители любуются (мы любуемся) и морем и чайками, и художником, и его кружкой (с чаем или уже без чая), и его новой работой.
В творческой биографии Александра Трифонова и в истории русской живописи - это первая такая картина с вечерним чаем, в аскетичном и лаконичном стиле нового русского авангарда Александра Трифонова.
...Я, пожалуй, тоже налью себе чаю без сахара и выпью за Александра Трифонова и за его новую картину, где он как бы предлагает зрителю выпить не вина, не водки, а чаю.


Нина КРАСНОВА


 
 

 

 

вернуться на страницу произведений

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2010
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifo@rambler.ru