Надежда Горлова родилась 6 июня 1975 года в Москве. Окончила Литературный институт им. М. Горького. Как прозаик печаталась в "Новом мире", "Нашем современнике", "Литературной учебе", "Литературной газете", в интернет-журнале "Русский переплет". Как поэт - в журналах "Арион", "Юность", "Литературная учеба", в сборнике московских поэтов "Звуки неба".




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о творчестве
александра трифонова

 

 

 

Надежда Горлова

поэтесса - прозаик


Надежда Горлова на фоне картины Александра Трифонова "Русская Герника".
Российская Академия художеств. 2005

 

РАЗУМ - НЕ СПИТ. ЧУДОВИЩА - НЕ СНЯТСЯ

Впервые не в оформлении книг и журналов, а "в полный рост", в оригиналах, я увидела полотна Александра Трифонова на выставке "Любовь к бутылке" в галерее "А-3", в 2000 году. Шла туда, думая, что встречу продукт алкогольной субкультуры, или, напротив, социальную сатиру с лозунгом "пьянству - бой!". Обнаружила нечто третье. Бутылка у Трифонова - понятие отвлеченное, философское, символ формы как таковой. То чистой, подобно "софии", которой был сотворен мир, то подобно каббалистическим клипот, - скорлупам, затрудняющим эманацию сущности.

Трифонов - художник философствующий, размышляющий, рассудочный, что позволяет проследить его творческое движение: за путем мысли всегда следовать легче, чем за скачками эмоций. Эмоции же Трифонова-художника в строгом подчинении у мысли. Он годами, во множествах картин обдумывает, варьирует одни и те же образы, каждый из которых воплощает, олицетворяет некую идею. Варианты и комбинации этих образов передают развитие, ветвление философской системы. Образы становятся знаками. Это на редкость логоцентричная живопись, - за счет отсечения всего лишнего, что могло бы цвести на полотнах ради "живописности", ради привлечения взгляда, любящего пестроту и яркость. Нет, картины Трифонова аскетичны, в них нет ничего случайного, только главное, только предметы и персонажи, складывающиеся в простую фразу. В аналогичной простоте есмь "Книга Бытия", неисчерпаемый источник познания, к ней же и стремится Трифонов в своей живописи.

А начинал художник сложнее - и проще. Его сразу же назвали авангардистом, и правильно - все признаки авангарда проявились в его ранних работах 1996-2000 годов. Смотришь на них, и вспоминаешь всех любезных: от Пикассо и Малевича до Краснопевцева. Социальность, сатира, мрачный протест в спину уходящей советской идеологии. Мадонна с младенцем, разорванные чернотой фона, причем не взрывом, а медленным, верным наползанием, накатом темноты сзади. Холст назван "Право на репродукцию". Право, смысл которого уничтожается на глазах зрителя. Люди-манекены, люди-проволочные каркасы. "Новое поколение будет жить при коммунизме" - лунный пейзаж и силуэты селенитов, - образ принципиальной безжизненности. "Сержант" - голем без лица. Те же бутылки - символ еще не всегда самодостаточный, отвлеченный, - а вписанный в систему житейской, чувственной философии, не свободной от эмоций, причем эмоций депрессивных. Шеол, аид и Россия тех лет - на этих полотнах. Кроме того, в те годы - очевидный формальный поиск: портрет писателя Кувалдина в стиле Кандинского, - сплошные цветовые ассонансы; вполне реалистический по технике (но не по сочетанию предметов) натюрморт с кувшином и молотком, - сюжет в духе Клевогина. "Портреты" "живых", характерных стульев, стоящих словно на сцене, судя по освещению и фону - поиск предмета-символа, простого, но емкого. Таким очень скоро станет бутылка. Тогда же начинается и "несение креста" - особая тема, которая не отпустила Трифонова до сих пор. Начинается с клишированного силуэта "советского селенита" в качестве Несущего, продолжается многофигурно, с оглядкой на композицию Босха. Изображенные фигуры - еще образы, а не символы.

Квинтэссенцией бутылки как чистого символа стала, кажется, картина "Квадратный портвейн Казимира Малевича" 2002 года. Бутылка портвейна на столе рядом с "Черным квадратом" на мольберте. Бутылка и картина - два равноценных "персонажа", честно делящих пространство холста пополам, но картина развернута в сторону бутылки, она словно смотрит на бутылку своим квадратным зрачком. Конечно, можно видеть здесь аллегорическое соотношение "искусства" и "зелья" и толковать это как угодно: то и другое - губит, то и другое - спасает. То и другое - пьянит, дает измененное состояние сознания, что само по себе не хорошо и не плохо. Можно видеть и аллегорическое противопоставление "дионисийского" и "аполлинического". Но уж очень располагает это полотно подняться на следующий уровень толкования и увидеть символы двух чистых форм, несотворенной и рукотворной.

Почти каждая картина с бутылкой представляет собой помимо качественного натюрморта живую и надприродную (в противоположность натюрморту) философскую притчу без однозначного толкования. Так что и "Икона", где и в центре, и в житийных клеймах вместо святых изображены бутылки, не показалась мне ерничеством. Вспомним, что по-латыни и библейский "дух" и школярский "спирт" - spirit.

"Русская Герника" 2001 года. Три черные бутылки на столе, словно наступающие на быка, который тянется к ним доброй мордой. Бык - символ жертвы. Черные сосуды - вместилище зла и горя. Но мрак фона рассеивается над головой быка. Жертва не напрасна и освящена. Это не бушующая, остервенелая от ужаса и боли "Герника" Пикассо, вся - немой вопль. Это "Герника" иссихаста, где грядущее страдание безмолвно и спокойно, как на Рублевской "Троице". Действительно, "Русская Герника".

В дальнейшем символизм бутылок нарастает. Они начинают плавиться, литься, как циферблаты Дали, теряя реалистичность. Символичность их из тайной становится явной, очевидной.

"Хамелеон", 2003 год. На холсте, закрепленном на мольберте - реалистично выписанная ящерица и бутыль-хамелеон, своими формой и цветом стремящаяся подражать одновременно и живому изгибчивому существу, и однородности мертвого холста. Быть живой и неживой, подвижной и статичной, тварью и творчеством. Муки меж двух миров. Муки человеческие.

Картины последних двух лет - чистый символизм, иероглифика. В них - мотивы-константы, которые бесконечно комбинируются. Мотивы, архи - не случайные, выбранные художником из бесконечного многообразия образов для именно его живописной речи. Простота, стремящаяся к бездонности.

Вот эти Трифоновские константы. Персонажи: египетские божества Анубис и Тот в обличье ибиса; бык; кубические маски. Строения: пирамиды; белый дом с красной крышей; абстрактные здания, все - с окнами - неровными угловатыми дырами без стекол. Вертикали: пара заводских труб; маяк; античные колонны. Не ушли "текущие", "мягкие" бутылки. Часто - черный фон, что в сочетании со статикой, аскетизмом и чистотой яркого цвета напоминает Пиросмани. Так сходятся противоположности. Народный примитивизм и язык философии. Ересь простоты. Черные дыры окон символизируют и проницаемость, незащищенность строений, и одновременно мрак тайны, скрытой этими стенами. Строения - символ цивилизации, человеческого мира. Анубис без труда войдет в эти дома, и ему не нужен другой свет, кроме блеска его глаз, он сам - проводник ночи, причем вечной. Проницаемы дома и для быка, что бы ни означал этот иероглиф: небесного тельца или нечистую силу. Также клюв Тота-ибиса, в Древнем Египте изымавший душу человека из его ноздрей, проникнет и в горла извивающихся в танце бутылок, которые символизируют человеческие души-сущности, и в гордо высящиеся трубы - символы все той же жестоковыйной цивилизации, "до неба вознесшейся". Силы иного мира, сильнейшие гордого современного человека, видят его насквозь, и от них ему не уйти. Символы этих сил - Анубис, Тот, бык - на первом плане, изображены "портретно". Мир людей - за стеной абстрактных, безликих символов. Зритель смотрит со стороны высших сил, находясь вместе с художником в ИХ мире. Даже просто пейзажи - те же строения с теми же черными окнами, те же трубы, те же пирамиды - увидены не человеческим взглядом. Глазами Анубиса. Тота. Быка.

Несение креста. Крест несет страдающая маска в окружении иных масок. Крест несет Анубис в окружении масок. Крест несет одинокий ибис. Эти - бесстрастны, эти - не умеют страдать. Они не несут крест, а уносят его. То ли лишая людей страдания. То ли - лишая спасения.

Александр Трифонов продолжает размышлять. А его философия в красках - беспокоить. Разум - не спит. Чудовища - не снятся. Мы - вооружены.

"НАША УЛИЦА", № 9-2005,
а также в книге-альбоме "ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ", Москва, Издательство "Книжный сад", 2005, 256 с.

 

 

 

вернуться на главную страницу

 


   

Copyright © художник Александр Трифонов 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве

trifo@rambler.ru